Рецензия опубликована в BusinessWeek Россия, 06.02.2006, № 4, автор Елена Куликова Ломать, чтоб строить? Жил-был Адам Смит человек, выдающийся почти во всех отношениях. В 1776 году увидело свет его «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором описывалась небольшая булавочная фабрика: «Один (рабочий) тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец Самостоятельной операцией является даже завертывание булавок в пакетики». Такое разделение труда могло увеличить производительность в сотни раз. К чему этот экскурс в историю? Да к тому, что, по мнению авторов книги, булавочная фабрика прототип любой современной компании, построенной «на центральной идее Смита разделении или специализации труда с соответствующей фрагментацией работы». Эту идею позже усовершенствовал Генри Форд, разделивший сборку автомобиля на небольшие операции. Да вот незадача тем самым он «усложнил координацию усилий работников и объединение результатов их работы в единое целое». Прошли годы. Авторы уверяют: компании «доспециализировались». Они «разделяют работу на небольшие бессмысленные задания, распыляют власть и ответственность в огромных бюрократических организациях» (но не спешите думать плохо о бюрократии по мнению Чампи и Хаммера, это клей, скрепляющий традиционную организацию). Компании действуют по принципу функциональных «шахт», или «дымоходов», «вертикальных структур, построенных на узких отрезках процесса. Его участники смотрят внутрь в свой отдел и вверх на начальство, но не смотрят наружу на клиента». Клиенты между тем изменились равно как конкуренты, к тому же «метаморфозу претерпел и сам характер изменений». Теории Смита не работают в нынешних условиях. Что делать? Чип и Дейл (простите, Чампи и Хаммер) спешат на помощь, вооружившись концепцией реинжиниринга. Дословно этот термин расшифровывается так: «принципиальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических современных показателей эффективности: стоимости, качества, сервиса и оперативности». Если вы ни слова не поняли (знакомый СЕО с западным МВА высказался категорично: «Такие определения бред, который туманит мозг!»), не отчаивайтесь вас введут в курс дела поэтапно. Но прежде чем узнать, что переосмысление бизнес-процессов может включать объединение нескольких должностей в одну, предоставление работникам права принимать решения самостоятельно, выполнение этапов процесса в естественном порядке, превращение менеджеров из контролеров в тренеров и т. д., прослушайте следующую информацию. Реинжиниринг отнюдь не новинка, это понятие Чампи и Хаммер ввели в бизнес-обиход еще в 1993 году. И раньше авторы считали ключевым слово «кардинальный», ныне слово «процессы» («Наложение новой организации на старый процесс это переливание скисшего вина в новые бутылки»). Короче, задача такова «старый мир до основания разрушить, а затем» Что, собственно, затем? Само собой, построить мир новый, лучший (какими методами, чьими силами и т. д., авторы поведают на протяжении нескольких глав). У IBM, Kodak, Wal-Mart, Ford и прочих компаний, опыт которых подробно рассматривается в книге, получилось. Вдохновляться ли примерами? Многие представители бизнес-сообщества придерживаются такой точки зрения: «Реинжиниринг неэффективен, был актуален лишь в К какой группе примкнуть? Восхищаться книгой или считать ее вторичной и неактуальной? Решать читателю. Я же процитирую уже упомянутого выше СЕО: «Успешная компания должна постоянно находиться в состоянии изменения, чтобы отвечать на вызовы внутренней и внешней среды. Если в компании не будут периодически происходить революции, она просто загнется. Любая крупная мировая корпорация переживает такие революции с определенной периодичностью обычно раз в пять-десять лет». |