Автор рецензии — Марина Стародубская, перепечатано с www.mm.com.ua Мой бизнес - моя гордость. Или наказание? Переход республик СССР к рыночной экономике привел к перераспределению «престижности» профессий. Столь востребованные в советское время научные и технические специальности вдруг оказались ненужными, так как во время экономического кризиса не давали быстрой финансовой отдачи. Небывалые возможности открылись перед теми, кого при союзе было принято называть спекулянтами. Появился (скорее проснулся) новый тип человека предприниматель. Сегодня он руководитель небольшого или крупного бизнеса. Он вел этот бизнес к процветанию многие годы. Сейчас он задается вопросом: а что дальше? На жизнь хватает, восьмая машина не нужна, а все видимые цели достигнуты Книга «Бизнес это психология» основана на многолетней практике Марины Мелия, психолога с многолетним стажем и руководителя консультативной компании « Книга стоит из четырех частей, каждая из которых раскрывает один из критических аспектов жизни современного руководителя: Почему люди такие разные? Каждый человек уникален Если поставленные человеком цели или усвоенные поведенческие модели не отражают его желаний и личностных особенностей, рано или поздно возникнет конфликт между его реальными потребностями и желаниями и теми, что были навязаны ему извне. Так, «добровольно-принудительное» следование семейным традициям, аргумент «все так делают» или требования близких людей лишь несколько примеров источников навязанных жизненных сценариев. Автор книги не призывает жить лишь собой и для себя, но предостерегает от долгосрочного подавления потребностей и желаний человека в угоду внешним факторам. Жизненный сценарий, конечно, не является «приговором» его можно, а часто и нужно, менять. В книге описаны наиболее популярные жизненные сценарии, а также способы работы с каждым из них. Также Марина Мелия делает особый акцент на способах выявления факторов, повлиявших на формирование того или иного сценария. Перекрестки судьбы: как жить дальше? Что «все болезни от нервов» известно всем. А как с этими «нервами» бороться тема для долгого разговора. Современное деловое сообщество не приемлет слабости, а значит заставляет подавлять и скрывать эмоции. И хотя человеку необходимо иметь «отдушину» для психологической разрядки, руководитель, как правило, сталкивается с тем, что при всех своих достижениях он одинок, а поговорить не с кем. С подчиненными нужно держать дистанцию (чтобы уважали); с партнерами и коллегами нужно держать «марку» (чтобы не подумали чего); а с семьей нужно быть мужем/женой и родителем, а не руководителем (чтобы семья вообще была). Учитывая целый ряд личностных кризисов, с которыми сталкивается руководитель, у него есть два выбора: пустить все на самотек и, в итоге, «сгореть» на работе или остановиться и пересмотреть свои приоритеты. Особенно это касается людей, с годами «разучившихся» отдыхать, и людей, ориентированных на достижение успеха, для которых работа находится на первом месте в списке приоритетов. Равно как и тех людей, которые продолжают руководить бизнесом, в который пришли под давлением внешних факторов. Чтобы продуктивно справиться с, так называемыми, экзистенциальными кризисами, руководителю необходимо честно ответить самому себе, зачем он занимается своим делом и без ложной скромности оценить имеющиеся достижения. В противном случае, накопившееся нервное напряжение даст о себе знать через серьезные физические недомогания или болезни. Как понять свою компанию? В любой компании наступает момент, когда руководителю нужно определиться с тем, зачем компания существует и какой она должна быть дальше. Автор предлагает активно использовать такой известный инструмент как миссия компании для регулярной оценки руководителем ее работы на предмет достижения поставленных целей. К тому же, в процессе динамичного развития, в компании появляются новые должности и направления, работу которых нужно регулярно пересматривать, чтобы убедиться в их эффективности. Трое заместителей со схожими функциями и четыре направления, два из которых дублируют работу друг друга нередкое явление для компаний, недавно переживших фазу бурного роста. Руководитель компании является ее «лицом» не только в переносном смысле. Имидж руководителя на 50% определяет имидж компании в глазах партнеров, клиентов и сотрудников. Кстати, о сотрудниках их подбор часто затруднен неправильно выстроенным имиджем компании, привлекающим в нее «не тех» людей. В итоге, руководитель «собственноручно» ограничивает свой выбор квалифицированных кадров, в том числе и потенциальных заместителей, отбору которых посвящена отдельная секция книги. Распространенная ошибка подбирать заместителя «по образу и подобию» первого лица часто приводит к ненужной конкуренции между этими людьми, которая незамедлительно отражается на показателях компании. О первых лицах, менеджерах и специалистах в бизнесе говорят часто и много. И совершенно незаслуженно обходят вниманием, так называемый, «ближний круг» руководителя компании. Секретарь, водитель и охрана такие же ключевые сотрудники компании, как и все перечисленные. Более того, «ближний круг» создает условия работы руководителя, в которых он либо постоянно нервничает и отвлекается на мелочи вроде неотосланного факса или грязной машины, либо спокойно ведет дела. В книге уделено значительное внимание особенностям подбора людей для «ближнего круга» руководителя. Чего «не хватает» для полного счастья? Даже у самых «законченных» работоголиков в жизни присутствует Помимо работы и семьи у руководителя в жизни неизменно присутствуют увлечения, требующие определенных затрат. Объекты и цели затрат руководителя могут многое сказать о нем как о личности и управленце, чему Марина Мелия уделяет отдельное внимание в книге. «Бизнес это психология» пригодится тем, кто стремится лучше понимать и продуктивно использовать происходящие в их жизни события, а также вовремя предупреждать возможные кризисы или с достоинством из них выходить. На самом деле, книга не только о руководителях, а о людях вообще. О балансе работы и личной жизни, о самоорганизации и ключевых целях. |