Рецензия опубликована в «Секрет фирмы» (www. Экономисты любят повторять, что в экономике с определенностью можно сказать только о неопределенности. Похожая беда с глобальными цепями поставок, подверженными риску природных и рукотворных стихий. И все же катаклизмам следует противостоять, уверен Йосси Шеффи. Как именно, объясняет его книга «Жизнестойкое предприятие». Мир глазами Шеффи это нескончаемый кошмар. Представим на минуту сведенные воедино выпуски breaking news каналов CNN или BBC, сообщающих о бедствиях в различных точках планеты. В таком мире случается всякое: землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Добавим также финансовые кризисы, вооруженные перевороты, масштабные забастовки, теракты и атаки хакеров. Эти и другие неприятности 24 часа в сутки и 365 дней в году угрожают глобальному бизнесу. Для людей, убежденных в прочности транснациональных компаний, книга Йосси Шеффи источник глубоких сомнений. Чем крупнее бизнес, тем большей опасности он подвержен. Ведь регулярно причиной астрономических убытков международных лидеров становятся заурядные ЧП где-нибудь на краю света. Конечно, мало кто из менеджеров принимает нестабильность окружающего мира близко к сердцу. Да и почему, собственно, их должна беспокоить ничтожная вероятность обвала снежного (на пути следования фур с товаром) или валютного (на рынке стран, где работает компания)? «Однако негативные события с тяжелыми последствиями не так редки, как кажется»,- успокаивает читателей Шеффи. «Что это споры сибирской язвы или заменитель сахара? Цианид или миндальная масса?», «В предрассветные часы холодного зимнего утра мощные толчки разбудили 5,5 млн жителей» экскурсы Шеффи в новейшую историю напоминают сценарии голливудских блокбастеров. Драма преобразуется в книге в рефлексию риска: почему происходит то, что происходит? Как можно измерить вероятность и потенциальную интенсивность сбоя? Автор называет это «осознанием уязвимости». Современные компании должны отличать угрожающие ситуации от обычных и непременно иметь под рукой план «Б». Однако подобная предусмотрительность фирм, работающих на тесных рынках, вынуждает их плыть против течения. «По мере того как в глобальную конкуренцию включаются развивающиеся страны, становится все труднее рассчитывать на конкурентное преимущество за счет технологий и ноу-хау. Доля рынка увеличивается путем снижения цены, и цены постоянно падают», отмечает Шеффи. Выходит, война с издержками, которую сегодня ведут многие мировые корпорации, решает одну проблему себестоимости, но тут же создает другую безопасности. Так, модные управленческие системы вроде Lean Production («бережливое производство») побуждают компании работать без запасов. Между тем конвейерный механизм, в котором отсутствует склад, сбоит при первом же серьезном происшествии у поставщика. Хваленый Just In Time, по сути, бессилен против визитов торнадо или пожаров, уничтожающих партии комплектующих. Нужно отдать должное автору: он не ограничивается призывами к абстрактной бдительности. «Жизнестойкое предприятие» имеет четкую программу действий по упреждению катастрофы или на худой конец ее локализации. Возможно, большинство из них кажутся рутиной повышение качества прогнозирования и технической безопасности, усиление логистики. Однако у Шеффи рекомендации искусно вплетены в реальные кейсы, поэтому и воспринимаются иначе как меры критической важности. Книга запугивает до смерти, но лишь затем, чтобы предложить лекарство против страха. Или краха кому как больше нравится. |