Рецензия опубликована в «Секрет фирмы» (www. Про дебрэндинг, дзюдо в маркетинге, войну глобальных марок с ритейлерами и другие актуальные тенденции современного маркетинга журналист Кевин Дробо рассказывает на примере двадцати брэндов. В основе «Секретов сильного бренда» личные интервью с первыми лицами компаний, коллекция небанальных фактов и авторские рассуждения, не испорченные претензией на гуризм Кевин Дробо не теоретик, кропотливо коллекционирующий банальности. И не маркетинговый гуру, поучающий мировые компании (которому, правда, внимают только школьники МВА). Кевин Дробо гораздо лучше. Журналист, семь лет проработавший деловым хроникером в Reuters и продававший свои заметки в The Wall Street Journal и The New York Times, знает, как приготовить вкусный и полезный продукт. Судя по названию, можно было бы подумать, что «Секреты сильного бренда» очередное подражание Аакеру. На самом деле под обложкой находятся реальные истории двадцати известных марок. В основе каждой главы личные интервью, которые за последнее время автор взял у первых лиц компаний-героев. Уже это выделяет книгу из массы сборников «уникальных» историй про Shell, Starbucks и «Фольксваген-жук». Но на этом автор не остановился. Каждая история символ определенного явления, актуального для маркетинга начала XXI века. Линейка широкая: от глобального маркетинга (на примере компании Coca-Cola, которая отказывается от подхода «думай глобально, действуй локально» в пользу «думай локально и действуй локально») до проблемы private labels и конфронтации между розничными сетями и большими брэндами (на примере компании Kellogg, которая сдалась ритейлерам, начав производство для сетей частных марок, и, конечно же, горько пожалела об этом). В выборе героев Кевину Дробо могут позавидовать многие авторы жанра «сборник историй про великие компании». Он соблюдает выверенный баланс между известными брэндами (Coca-Cola, Heineken и Disney) до небольших и почти не «расписанных» предшественниками марок (Ranks Hovis или Leinenkugels). Как же приятно держать наконец в руках книгу, в которой проблема расширения брэнда рассмотрена на примере Caterpillar, а не надоевшего всем, кроме Брэнсона, Virgin. И в которой мировой натиск маленьких авиакомпаний иллюстрирует не South West Airlines, а их европейский соратник EasyJet. Сцилла и Харибда любого делового автора баланс «живинок» и «сущностей» благополучно остались позади, не оставив на авторском продукте и царапины. Где надо, Дробо шутит. Где не надо не шутит. Глава о Coca-Cola начинается так: «Когда десятки бельгийских школьников в мае 1999 года пострадали от диареи Соотношение эксклюзивного и общедоступного материала ровно такое, чтобы автор не утомил сплошными цитатами интервьюируемых и составил толстую книжку, не вызвав при этом у читателя мысли, что все то же самое он мог бы прочитать в интернете. Из книги вы узнаете: как компания Shell переосмыслила отношение к собственному брэндингу, когда понял, что главное для ее потребителей наличие хороших туалетов, как Coca-Cola боролась за «долю глотки» и как национальная сеть американских госпиталей Columbia занималась дебрэндингом. Жизнь всегда богаче любых теоретических конструкций следование авторов этому принципу и делает подобные книги бесценным источником знаний. |