Опубликовано: «ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ», журнал № 29 Развлекупки новейшая концепция розничной торговли, которой пополнился арсенал инструментов отечественных промоушна и мерчандайзинга. Стратегия развлекупок направлена на увеличение эффективности продаж, расширение целевой аудитории и повышение лояльности покупателей за счет методов неценовой конкуренции. Иными словами, за игриво звучащим неологизмом скрываются секреты искусства нетрадиционного промоушна. Само понятие Shoppintainment (покупки + развлечения) возникло в западном маркетинге несколько лет назад и активно внедряется на американском и европейском рынках. В условиях современной коммуникации, когда средний житель России видит Автор книги «Развлекупки. Креатив в розничной торговле» Евгений Мачнев занимает пост генерального директора питерской компании «EBM-тренинг» и является разработчиком концепции серии тренингов «Бизнес в стиле танк», в которые входит, в частности, и тренинг «Развлекупки». В этой книге Мачнев в Но важность данной книги заключается не только в том, что те идеи, которые давно витали в воздухе, в ней наконец обрели внятную артикуляцию и получили статус правил, но и большей частью в том, что Мачнев русифицировал западные технологии, адаптировал успешные на Западе методы для российского бизнеса с учетом национальных особенностей. Автор анализирует опыт более чем 140 предприятий розничной торговли России и стран СНГ. В качестве примеров использования того или иного метода развлекупок в книге можно найти как оригинальные системы обслуживания VIP-клиентов в шикарных бутиках мегаполисов, так и более скромные ноу-хау, родившиеся в автолавочках провинциальных городков. Большой процент приведенных Мачневым примеров малобюджетные промоакции с минимальными рисками и максимальным процентом национального хитроумия. В этом отношении действительно впечатляет опыт провинциальных торговых точек, создающих уникальные проекты буквально из ничего. Так, используя успешный метод интерактивности в процессе торговли, руководство строительного магазина в спальном районе одного из российских городов предложило местным жителям принять участие в создании панорамы микрорайона из остатков строительных товаров. Таким образом, методология развлекупок во главу угла ставит принципиально новую концепцию магазина как достопримечательности. Торговая точка должна привлекать покупателя, вызывая у него интерес, какой вызывают музей или аттракцион. Сегодня известная маркетинговая концепция четырех «P» (product, price, place, promotion), По прогнозам автора, в свои права она вступит лет через пять. Согласно концепции четырех «И», покупатель перестает быть обезличенным актором процесса купли-продажи, который приходит в магазин лишь затем, чтобы, оставив там свои кровные, приобрести товар. Теперь он сам активный и заинтересованный участник этого процесса, посещающий магазин ради впечатлений. Торговая точка приобретает для него дополнительный ореол и превращается в бренд местного значения. Концепция розничной торговли развлекупки вполне логично встраивается в заметную игровую тенденцию современного промоушна, который своими новаторскими формами стремится развлечь и удивить покупателя будь то вмурованные в пол универмага рублевые монеты или оригинальный «партизанский» перформанс. В рекламных бюджетах многих предприятий и брендов постепенно растет доля расходов на BTL, имеющего ряд интерактивных преимуществ над ATL, что, впрочем, и предсказывает теория четырех «И». Легкий, местами с элементами публицистики, стиль Евгения Мачнева, приправленный остроумными и меткими авторскими комментариями, дает книге «Развлекупки. Креатив в розничной торговле» дополнительный бонус увлекательности и выводит ее за рамки просто руководства для владельцев и топ-менеджеров предприятий розничной торговли. А резюмирующие каждую главу тезисы вполне могли бы разойтись на маркетинговые афоризмы. |