Автор — Марина Стародубская, перепечатано с www.mm.com.ua. Брендинг в Украине лишь два-три года назад «отвоевал» себе отдельный от маркетинга статус, с правом на собственный набор инструментов, навыков и специалистов. Если задуматься, брендинг «промежуточная» между маркетингом и PR деятельность компании, которая рассматривает объект приложения усилий комплексно, учитывая множество аспектов бизнеса компании, а не только ее продукт. Не хватает специалистам по брендингу часто одного уникального набора инструментов и подходов к созданию брендов, действенных и понятных даже далеким от маркетинга сотрудникам компании и ее руководству. Задача книги Валентина Перции, директора и совладельца группы компаний BrandAid, как раз в том, чтобы грамотно и технологично вовлечь в процесс создания бренда всех ответственных сотрудников компании даже не имеющих отношения к маркетингу. Еще одна особенность бренда заключается в «воспроизводимости» его ключевых визуальных и прочих характеристик компанией-владельцем в постоянном и неизменном формате во всех маркетинговых коммуникациях. А значит, бренд должен быть не просто сформирован «в умах» потребителей, а и четко описан в виде набора подходов, символов, текстов и технологий внутри самой компании для обеспечения его «преемственности», не зависимо от возможной смены кадрового состава. В «Анатомии бренда» приведены несколько измеримых характеристик продукта, который может по праву считаться брендом:
Но чтобы продукт мог достичь упомянутых показателей, нужна многолетняя грамотная работа в рамках четкой брендинговой стратегии, разработке которой и посвящена большая часть книги. Помимо исследования рынка, определения ключевых атрибутов и выгод продукта, разработки сути, имени и «упаковки» бренда необходимо сделать последний (точнее первый) важный шаг к зарождению нужного бренда. Это вовлечение руководства и ключевых «немаркетинговых» специалистов компании. А именно этот аспект своей работы отечественные специалисты по брендингу часто упускают из виду, за что потом неизбежно расплачиваются недоверием руководства и/или непониманием и непринятием остальными сотрудниками компании их действий и решений. По мнению автора «Анатомии бренда», в разработке бренда, который будет работать на благо компании и приносить ей деньги, должны участвовать следующие специалисты: Директор предприятия. Дает краткую справку о результатах ранее проделанной брендинговой работы: что решено и что сделано; на каком этапе какой проект находится (статус репорт по новым продуктам). Руководитель отдела маркетинга. Предоставляет отчет по количественным исследованиям рынка (ежевартальный: по основным конкурентам: знание/потребление/лояльность; профиль потребителей и прочее); анализ конкурентных Руководитель отдела аналитики. Готовит анализ изменений, произошедших на рынке в последние 3 года; что было предсказано верно / не верно и почему; прогноз ситуации на год вперед (в целом по рынку, по основным продуктам, по поведению потребителей). Руководитель отдела продаж. Сообщает о результатах продаж товаров компании за прошедший период; любую информацию о продажах конкурентов, появлении новинок на полках (информация может придти через мерчандайзеров). Главный технолог. Представляет результаты анализа состояния дел с ранее запущенными в производство новинками; обзора того, «что еще можно сделать на нашем оборудовании». Руководитель отдела исследований и разработки. Отчитывается о состоянии дел с ранее запущенными в производство новинками; о состоянии дел в отрасли в мире: особо интересные новинки (как продукты, так и их средства производства); о новинках на своем рынке. Эта же группа специалистов постоянно находится в контакте в рамках работы над брендами компании, отводя специалисту по брендингу (маркетингу) роль «интегратора» решений и идей, «фасилитатора» общения между членами группы и, наконец, «коммуникатора» принятых решений непосредственно специалистам, которые будут их внедрять. Книга изначально написана для двух типов читателей управленцев и специалистов по маректингу / брендингу. Первой группе читателей адресованы несколько первых разделов книги, объясняющих связь грамотного брендинга с успехом компании на рынке и роли руководства компании в процессе создания сильных брендов. Большая часть книги все-таки посвящена специалистам, непосредственно вовлеченных в процесс создания и поддержки брендов компании. Автор предлагает и тем, и другим пройти мини-тесты на предмет владения информацией, необходимой для работы с брендами компании, чтобы определить и сформулировать задания самим себе для работы над книгой. «Анатомия бренда» написана простым языком, без излишне сложной терминологии. Небольшой объем и лаконичность иллюстрирующих примеров делают книгу удобной для чтения занятыми людьми (каковыми являются руководители компаний). Приятно то, что автор использует наряду со всем известными западными примеры из практики российского и украинского рынков, а рекомендации и технологии оформляет в виде схем и таблиц, что облегчает их восприятие. Но главная заслуга «Анатомии брендов» это технологизация процесса, которые в наших широтах до сих пор ошибочно считается искусством. |